БЕЛОЕ БРАТСТВО
Секта
Русская, синкретическая
Секта также известна под названием "Великое Белое Братство" и "Международный институт души Атма". Сами сектанты называют себя юсмалианами.
I. Основные данные
1. Основатели: Юрий Кривоногов (род. 1941) и Марина Цвигун (род.1960).
Кривоногов Юрий Андреевич родился в 1941 г. в селе Старая Криуша Воронежской обл. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию в Харьковском Институте радиоэлектроники (тема диссертации связана с системами оперативного диспетчерского управления). В 1990 г. на волне общего увлечения эзотерикой также стал "экстрасенсом". В мае 1991 г. Кривоногов, выступая с лекцией по экстрасенсорике, получил записку от Марины Цвигун, которая писала, что имела опыт общения с Богом. Состоялось знакомство, в результате которого Марина Цвигун стала любовницей Кривоногова и "живым богом" созданной им новой "религии". В том же 1991 г. Кривоногов основал в Киеве "Институт души Атма", ставший прообразом "Белого Братства". Кривоногов до 1994 г. был фактическим руководителем "Белого Братства". За организацию массовых беспорядков в Киеве в 1993 г. и другие преступления Юрий Кривоногов был осужден на 7 лет усиленного режима.
Марина Цвигун, в девичестве Мамонтова, родилась в 1960 году в г. Донецке (Украина). В молодости была комсомольским работником, затем работала журналисткой. 11 апреля 1990 г. она заявила, что в ней воплотился Христос. После встречи с Кривоноговым в мае 1991 г. она оставляет семью, и уезжает в Киев, где начинает свое "служение" в качестве "Матери Мира", приняв новое имя Мария Дэви Христос. (Она также считала себя воплощением Евы, Афродиты, княгини Ольги, Елены Рерих, и пророка Моисея). После организации массовых беспорядков в Киеве 11 ноября 1993 г. Марина Цвигун была арестована и осуждена на 4 года колонии. Она разорвала свои отношения с Кривоноговым, списав на него все злоупотребления в секте, и продолжала выдавать себя за "мессию". После освобождения из лагеря она была направлена на принудительное психиатрическое лечение.
После освобождения Марина Цвигун вышла замуж за Виталия Ковальчука. Этот брак был объявлен последователями олицетворением "совершенной любви" мужа и жены. Олик "Матери мира" претерпел серьезные изменения. Вместо белого балохона, она теперь носит яркие и весьма открытые цветные одежды индийского типа, поет и танцует в весьма "свободной" манере.
2. Время основания:
11 апреля 1990 г. считается временем воплощения Христа в теле Марины Цвигун.
В 1991 г. был основан "Институт души Атма", на базе которого возникло "Белое Братство".
3. Место основания:
г. Киев, Украина.
4. Регион распространения:
Возникнув в Киеве, "Белое Братство" быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. К лету 1993 года "Белое Братство" распространилось как минимум в 45 городах России. По примерным подсчетам на территории Украины количество последователей "Белого Братства" в период пика активности секты составляло порядка 3200 человек (около 30 групп). Точных данных по численности адептов "Белого Братства" в России нет.
5. Местонахождение руководящего центра.
Точное месторасположение центров и мест собраний определить крайне сложно, так как вся информация об этом тщательно скрывается.
6. Организационная структура:
Иерархическая структура секты такова: Во главе секты стоят Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) и Юоанн Свами (Юрий Кривоногов – до 1994 г.). С 1992 г. среди высших руководителей секты значится также Виталий Ковальчук, именующий себя "Папой живой церкви Иоанном Петром II".
После первых трех лиц, существует звено "сефиротов" из числа наиболее доверенных лиц, затем – звено апостолов (по некоторым данным, их 12), далее "воины Ильи и Еноха – рыцари", которые делятся на категории "крестителей", вербовщиков и др. Они разбиваются на группы со старшими во главе.
"Белое Братство" имеет крайне сложную и запутанную структуру даже на уровне одной низовой группы, которая включает в себя несколько подгрупп – так называемые "кольца" I, II, III. Все имеют новые имена, которые получили при посвящении. "Белые братья" более высокой степени посвящения знают низших и свой круг, плюс одного "брата" более высокого уровня посвящения, от которого получают команды.
Среди руководителей среднего звена известны: Гибар (Геннадий Полищук), Вулам (наст. фамилия Афанасьев), Иерофан (Сергей Соловьев) и некий Израиль (наст. фамилия Журавель).
7. Базовая литература:
Учение "Белого Братства" распространялось преимущественно через газеты и листовки. Своих "священных книг" секта не создала. В то же время, все произведения Марины Цвигун, в том числе, сборники ее стихов, воспринимаются сектантами как "божественное откровение".
8. Периодические издания:
Газеты: "Атма" и "Юсмалос"
9. Средства массовой информации:
Собственными средствами массовой информации секта не располагала. В то же время, ее приверженцы активно распространяли аудио- и видеокассеты с проповедями руководителей секты.
10. Учебные заведения:
Данных нет
II. Учение
1. Истоки учения:
оккультизм (теософия, "живая этика" Рерихов), восточные религии (буддизм, индуизм), элементы христианства (Апокалипсис).
2. Краткое изложение учения:
Учение "Белого Братства" самими последователями именуется "Юсмалос". Аббревиатура расшифровывается следующим образом: Юс – Юоанн Свами, искаженное в восточном духе "Иоанн Святой" (Креститель) – Юрий Кривоногов. Ма – Мария Дэви Христос – Дева Мария, "Матерь Мира", она же – живое воплощение Иисуса Христа, – Марина Цвигун. Лос – сокращение от слова "Логос". Название как бы включает в себя идею новой "троицы". Оно также используется сектантами в качестве мантры, при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что объясняется как слияние с Богом и растворение в божественной сущности.
В действительности учение секты носит синкретический характер: оно включает в себя основные вероучительные положения восточных религий (например, учение о карме, реинкарнации, нирване), а также идеи оккультизма, почерпнутые из трудов Е. П. Блаватской и семьи Рерихов. Это учение о логосах и сефоритах, об энергетических эгрегорах, ауре и энергии "фохат". Само название "Великое Белое Братство" взято из произведений Рерихов, где этим понятием обозначаются "Великие Учителя" или "Махатмы". Оболочка учения секты имеет псевдохристианскую форму: члены "Белого Братства" верят, что Христос в очередной раз сошел на землю в образе Марии Дэви – заступницы и утешительницы, и воплотился в Марине Цвигун. Активно используются пророческие книги Библии и, особенно, Апокалипсис, в вольной трактовке Кривоногова и Цвигун.
Особое место в доктрине секты отведено учению о "Фохате" – некой божественной энергии, которая распространяется Марией Дэви Христос через своих последователей. По словам самих последователей секты, "фохат" насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где юсмалиане живут, крестят, проповедуют. С 1 июля 1990 г. лидеры "Белого Братства" провозгласили (по их выражению, "включили") "Программу спасения Земли – Юсмалос", направленную на "фохатизацию" человечества (144000 избранных) и рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). При этом было заявлено, что "фохат" смертоносен для "демонических личностей", то есть для всех тех, кто не принимает учение секты, и, тем более, противостоит ей. Такие люди "облучаются фохатическими излучениями" и вскоре мучительно гибнут от неизлечимых заболеваний. Необходимо отметить, что угрозы и проклятья занимают весьма значительное место в доктрине "Белого Братства". Вся проповедь сектантов строилась на "предупреждении" о необходимости принять "Бога Живого Марию Дэви Христос" и проклятии, в случае если слушатель отказался от оказанной ему чести присоединиться к числу "избранных". Специальные проклятья были произнесены в адрес религиозных деятелей (Папы Римского, Патриарха Московского и др.), политиков и даже артистов (внимание сектантов привлек Юрий Шевчук).
Что касается "юсмалиан", то, по словам Марии Дэви Христос, они "...получат наши печати при жизни". Они "трансцендентны и не сентиментальны, легко расстаются с близкими и родными, их невозможно искусить, а если ум и заиграет, то властью Марии Дэви Христос он будет обуздан". При этом от последователей требовалось полное самопожертвование и готовность исполнить любой приказ руководства секты. Вот выдержка из послания "Матери Мира": "Эти юсмалиане, 12 тысяч душ, и сейчас погибнут в качестве жертвы за свидетельство Матери Мира... Готовьтесь к этому, Мои дорогие детки. Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества". Согласно учению секты, в "Золотой век", следующий за Страшным Судом, попадут 144 000 юсмалиан, которые составят новую расу.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Наибольшую опасность для психического и физического здоровья сектантов и общества в целом представляет тема жертвоприношения в доктрине "Белого Братства", которая активно проводилась в сектантских газетах, листовках и брошюрах. В частности, в листовке 1992 года, Кривоногов писал: "Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры..!" (...) "Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле! Мы с Марией Дэви "уйдем" последними. Наши трупы пролежат на улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесемся. Начнется преображение Земли". Известны случаи самоубийства сектантов, в частности осенью 1993 г., когда член "Белого Братства" из Каменец-Подольска бросился под поезд, после того как его выгнали из секты. По мнению специалистов, руководство "Белого Братства" апробировало на своих приверженцах методы насильственного управления психикой и поведением, использования изощренных методов гипнотического внушения. Одна из рукописей Юрия Кривоногова называется "Методы психофизической диагностики и регуляции состоянии живых биоэнергетических систем".
III. Деятельность
1. Основные этапы истории
После основания секты в 1991 г. наступил период "накапливания сил", набора необходимого количества приверженцев. Он продолжался примерно до весны 1993 г. Этот период в рассказах самих сектантов характеризуется как "очень светлый, возвышенный и радостный". Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15 – 19 лет. Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем проповедники секты устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым "духовным инструкторам" школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и пришедшем на Землю "Боге Живом". Желающих тут же "крестили", выводя по одному в коридор. Само действо "крещения", по рассказам бывших сектантов, проводилось по-разному, например, заключалось в следующем: один из "старших братьев" прикладывал руку ко лбу "крестимого", что-то вещал, неотрывно глядя ему в глаза, затем совершал руками пассы вдоль его позвоночника и окроплял водой из фляжки. Селились "юсмалиане" на заранее снятых квартирах человек по двадцать – тридцать. Квартиры то и дело менялись. Диспетчерские, где стояли контактные телефоны, функционировали круглосуточно. Старшие групп вели вахтенные журналы. В них записывали маршруты поездок по СНГ, кто и сколько продал литературы и т.д. Эти сводки регулярно проверялись специальными координаторами.
На первом этапе деятельности "Белого Братства" членов секты можно было узнать по специфичного покроя свободным белым одеждам, но уже к лету 1993 года юсмалиане сняли белые одежды, переодевшись в однотипные спортивные костюмы, за плечами у них появились одинаковые рюкзаки.
Сильное воздействие на психику сектантов началось после московской встречи руководителей "Белого Братства" на Пасху 1993 г., после приезда в Москву тогда же некоего Гибара, одного из помощников высшего руководства секты. Адепты "Белого Братства" принуждались к разрыву семейных и родственных связей. Руководители секты настраивали своих приверженцев против их родных, представляя родителей "исчадиями ада", "приспешниками сатаны", пытались стравливать родителей "белых братьев" из разных городов страны.
Летом 1993 года по православным храмам прокатилась волна драк и потасовок, спровоцированных адептами "Белого Братства" по приказу своего руководства. Группы "белых братьев", среди которых были и девушки, умышленно идя на конфронтацию, врывались в храмы и срывали богослужения. Делалось это, по словам самих же сектантов, для того, чтобы православные их убивали, тем самым предоставляя возможность попасть на небеса в качестве "святых". Примером может служить инцидент в Храме Всех скорбящих радосте в Москве, когда во время вечернего богослужения группа ворвавшихся в храм "белых братьев" напала на священника Даниила Калашникова и жестоко избила его. "Белые братья" пытались сорвать Литургию в Богоявленском соборе в Москве: громко кричали, прорывались на кафедру, оскорбляли священников. Подобное происходило в Уфе, Днепропетровске и других городах. Появлялись "белые братья" и в католических храмах, в частности, в церкви Лурдской Божьей Матери в Санкт-Петербурге.
"Страшный Суд" был запланирован руководителями секты на 24 октября 1993 года, затем перенесен на 13 ноября того же года. По призыву своих лидеров члены секты собрались 11 ноября у собора Святой Софии (в то время государственный музей) в Киеве, под видом посетителей проникли туда, закрылись и стали совершать моление. Часть сектантов пыталась уничтожить находившиеся в храме иконы. Власти Киева, зная заранее о том, что в город стекаются сектанты с Украины и из соседних республик, и опасаясь массового самоубийства, действовали решительно. Отряд милиции особого назначения "Беркут" ворвался в собор, и попытался выпровадить сектантов. Завязалась драка. Собору был нанесен ущерб в ценах 1993 г., по разным оценкам, от 50 до 69 млн. карбованцев.
Украинская милиция задержала 616 человек. Лидеры секты были арестованы, им предъявили обвинения в массовых беспорядках, захвате государственного здания и посягательстве на здоровье граждан под предлогом исполнения религиозных обрядов. Началось следствие по делу о "Белом Братстве", деятельность которого была приостановлена. Вскоре последовали сенсационные разоблачения о нанесении сектой ущерба душевному и физическому здоровью людей. Киевский городской суд признал руководителей "Белого Братства" виновными. Марина Цвигун была осуждена приговором от 9 февраля 1996 г. по статьям 187-5, 209, 101-ч.1 УК Украины к четырем годам лишения свободы в ИТК общего режима. До суда она содержалась в СИЗО-1 УВД Киевской обл. Суд длился 9 месяцев. Этим же приговором суда В. В. Ковальчук был осужден на шесть лет усиленного режима, а Ю. А. Кривоногов – на семь лет усиленного режима.
После ареста руководителей, начался массовый выход из секты, хотя некоторая часть последователей все же осталась. Сектанты продолжили печатать и распространять свою газету "Юсмалос", распространять листовки, так называемые "христовочки", аудио- и видеокассеты с записями речей и стихов Цвигун. Кроме того ими были направлены протесты в правозащитные организации, в том числе зарубежные, с требованиями освободить Марину Цвигун. 137 человек объявили сухую голодовку в знак протеста против ее задержания.
Почти сразу после событий в Киеве, в 1993 – 1994 гг. Цвигун провела корректирование доктрины "Белого Братства", чтобы сохранить влияние на оставшихся последователей. Цвигун тогда разорвала отношения с Кривоноговым и списала на него все негативное, что было в секте. "Никакого Юоанна Свами нет, – сказала она, обращаясь к своим адептам, – это лжеучитель". Часть приверженцев поверила ей и продолжала поддерживать секту. В 1997 г. приверженцы "Белого Братства" еще действовали в 35 городах России.
2. Современная деятельность
В конце 1990-х гг. деятельность секты пошла на спад, и к началу нового тысячелетия она фактически прекратила свое существование. В настоящее время небольшие (до 15 человек) группы последователей Марины Цвигун продолжают собираться в условиях строжайшей конспирации, лелея надежду на возрождение "Великого Белого Братства". В то же время продолжают выпускаться и распространяться видеокассеты, на которых "Матерь мира" танцует и исполняет песни собственного сочинения.
IV. Ответвления
Данных нет
V. Библиография
Дворкин А. Л. "Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу "Сектоведение"", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 1998;
Мороз Алексий, свящ. "Современные ереси: Лжеучение Порфирия Иванова, зловредная секта белого братства", СПб., 1994;
Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
Под ред. Митрополита С-Петербургского и Ладожского Иоанна "Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России", СПб. Митрополия, СПб., 1994;
"Современные секты в России", сборник, Вестник Всероссийского Православного Молодежного Движения, СПб., 1994.
http://www.militia-dei.spb.ru/?go=mdbase&id=362