СЛОВАРЬ ПО ФИЛОСОФИИ
А
Аберрация - отклонение от нормы,искажение.
Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.
Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.
АБСУРД (лат. ad absurdum — исходящий от глухого) термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В истории философии понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Понятие А. нередко использовалось и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн. др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А." принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения, как "абсурдную" оценивают саму ситуацию. А.А. Грицанов
АБУЛИЯ (греч. а — отрицательная частица, bule — воля) совокупность определенных патологических нарушений психической регуляции поступков и действий человека, сопровождающихся нерешительностью; слабоволие (не смешивать с одноименной чертой человеческого характера).
АВАТАРА (санскр.) в мифологии индуизма понятие, посредством которого обозначается феномен нисхождения божеств (Вишну, Шивы и других богов) на землю и воплощения их как в людей, так и в других смертных существ. Боги, не лишаясь в полном объеме собственной божественной природы, одновременно фрагментарно приобретают мирские черты и характеристики. С.Ю. Солодовников

Агент - действующий или познающий субъект.
Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение данной задачи.
Альтернатива - одно из двух, как правило противоположных, решений; один из многих вариантов.
Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.
Апокастас - возвращение вещей в своем былом обличии и состоянии.
Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.
Архетип - глубинная порождающая структура, предельное основание.
Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.
Атрофия - притупление какого-либо чувства, свойства; увядание какой-либо структуры.
Б
БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к заболеванию и погружению в болезнь.
БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ понятие и концепция гуманистического психоанализа Фромма, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя.

БЕСКОНЕЧНОЕ
философская категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчлененности, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития.
БЕССМЕРТИЕ понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б.: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое В.); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (Б. как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видов Б. связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д. Вера человека в Б. и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать Б. не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие Б. ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта наивная идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его Б. трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмер-тии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование Б. как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали Б. души как проявление божественного начала в человеке. Идея личного Б. прорабатывалась в европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Б. жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального Б. как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о Б. отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное Б. в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального Б. личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Оригинальное толкование проблема Б. получила в русской философии второй половины 19—начала 20 вв. Так, в проекте "общего дела" Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б. жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема Б. была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти. Е.В. Петушкоаа
Благо - добро как благополучие.
В
Вкус - чувство-понимание красивого, истинного, доброго.
Г
Генезис - происхождение, возникновение.
Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов.
Глобальный - имеющий дело с миром как целым.
Гносеология - учение о знании, теория познания.
Д
Декаданс - кризисные, упадочные явления в искусстве конца 19 -начала 20 века.
Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение.
Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.
И
Идеальный тип - теоретическая конструкция, представляющая изучаемый предмет в его логической непротиворечивости и рациональной правильности, - словом, в абстрактно чистом виде.
Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным.
Индифферентность - равнодушие, безучастность.
Институционализация - организационное закрепление и подтверждение той или иной активности человека.
Интериоризация - "внутрение", перевод во внутренний план, внутренний мир человека; формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.
Интерсубъективность - доступность и открытость двум и более субъектам Интровертность - направленность личности на явления своего внутреннего, собственного мира.
Интуиция - непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.
Инфантилизм - отсталость развития, "детскость"; сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
К
Классический - идущий из античности, традиционно-образцовый.
Контекст - законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.
Концепция - основная мысль, системно к тому же представленная.
Корректность - правильность, точность.
Космополитизм - "человек - гражданин мира".
Критерий - мерило оценки.
Культура - высокий уровень развития чего-нибудь.
Л
Логос - слово, закон, нечто, лежащее в основании.
М
Маргинальность - положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.
Ментальный - умственный, мысленный, психический, душевный.
Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем.
Н
Нарциссизм - самолюбование, замкнутость на себя, свои потребности и интересы.
Нирвана - блаженное состояние отрешенности от жизни.
О
Обскурантизм - враждебное отношение к просвещению и науке.
Оппортунизм - соглашательство, приспособленчество.
П
Парадигма - образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.
Паранаучный - ненаучный, околонаучный, мнимонаучный.
Парафилософия - то, что вокруг или около философии, что не входит в философию из-за сомнительности (или инаковости) своего содержания.
Перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся.
Пиетизм - набожность; строгое соблюдение каких-то правил.
Постмодернизм - мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым).
Постулат - положение, принимаемое без доказательства.
Предикат - логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте.
Предмет - объект (реальное положение вещей) как он видится субъекту познания (предстает в свете той или иной науки).
Презумпция - предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.
Престиж - авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.
Прецедент - случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
Проблема - вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.
Проспективный - устремленный или направленный в будущее.
Р
Рациональное - разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.
Реактивность - совокупность ответных действий на влияние или раздражение внешней среды.
Редукция - сведение сложного к простому.
Ретроспектива - обращение к прошлому.
Рефлексия - самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.
Ригоризм - чрезмерная строгость в соблюдении каких-либо принципов.
С
Сенсуализм - философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.
Силлогизм - умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).
Синергия - сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий.
Софийное - мудрое, относящееся к мудрости.
Социальный статус - положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности.
Спецификация - детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо.
Спонтанный - самопроизвольный, вызванный внутренними причинами.
Стратификация - разделение или расчленение общества на отдельные слои или группы.
Сублимация - трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.
Субординация - система подчинения низшего высшему, младших старшим.
Сущность - внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.
Т
Табу - запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово.
Теория - система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.
Толерантность - терпимость, уважение другой позиции, иного мнения.
У
Утилитаризм - узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу.
Ф
Феноменология - наука о смыслах, о том, что фактически дано человеку, когда он воспринимает (познает) мир.
Филоидеология - любовь к идеологии, т. е. абсолютизация места и роли идеологии в жизни людей.
Є
Эволюция - постепенное и непрерывное изменение или развитие.
Эвристика - то, что стимулирует активный поиск решений.
Эгалитаризм - равенство, всеобщая уравнительность.
Экзистенциальное - относящееся к жизни, ее основаниям и целям.
Экстенсивный - направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения.
Экстравертность - направленность личности на мир внешних объектов, на других людей, на социальное окружение.
Элита - лучшие, наиболее видные представители какой-либо части общества.
Эпатировать - поражать, удивлять скандальными выходками и суждениями.
Эпистемологический фундаментализм - уверенность в возможности укоренить изучаемое многообразие в ту или иную стабильную и прочную основу.